Как разобраться в информированном добровольном согласии?

11:47 14.03.2017

В.П. Бабенко, В.В. Бабенко

г. Воронеж

Российским обществом и государством предъявляются новые требования к системе здравоохранения по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью, в том числе при ее оказании в первичном звене.

Одним из действий, выполняемым врачом при оказании медицинской помощи в поликлинике, является выполнение процедуры, связанной с получением у пациента информированного добровольного согласия на предстоящее медицинское вмешательство.

В главе 4 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приведены «Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья», среди которых в ст. 20 обозначено право гражданина на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства. В законе указывается, что «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, о методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства». Под медицинским вмешательством в законе понимаются «выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций».

Вместе с тем далеко не все граждане, приходя сегодня на прием к врачу, проинформированы о предназначении информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и о том, что им предстоит принять самостоятельное решение о согласии (несогласии) на проведение тех или иных медицинских действий.

Большинство граждан уже осведомлены о своих правах как потребители, что в соответствии с нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» они, являясь пациентами вправе потребовать возмещение морального вреда в любом случае нарушения их прав, а именно нарушение права на информацию об услуге, как потребители услуги. В этой связи, основанием для подачи иска пациентом в суд достаточно только факта отсутствия в медицинской документации самого документа – «информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство».

Некоторые руководители поликлиник относятся к данной проблеме весьма просто, если пациент «записался на прием», значит, обеспечена доступность оказания медицинской помощи, а «пришел к врачу», значит, «он на все согласен».

Такая ситуация возможно сложилась в виду того, что руководители как частных, так и государственных медицинских организаций не совсем правильно понимают значение данного документа и уверены в том, что он просто должен быть предъявлен при проверке лицензионных требований и условий, а какого он содержания, большого значения не имеет.

То есть суть проблемы, по всей видимости, непроизвольно, смещается руководителем медицинской организации в плоскость взаимоотношений «врач-пациент», конечно же, понятно, ведь за постановку диагноза, назначенное лечение и его конечный результат в первую очередь отвечает врач.

Результаты проведенных социологических исследований в 2010 году свидетельствуют о том, что 51% пациентов не удовлетворены уровнем медицинского обслуживания в поликлинике по месту жительства, а 59 % - в больничных учреждениях.

Сегодня в поликлиническом звене имеется ощутимая нехватка врачей, медицинских сестер, квалифицированных операторов ЭВМ, отсутствие достойного программного обеспечения для ведения персонифицированного учета пациентов и врачей, что оказывает негативное влияние на информационную составляющую при оказании медицинской помощи.

Понятно, что предоставление врачом персонально каждому пациенту того объема информации, которое предписывается нормами действующего законодательства (даже если учитывать только нормы федерального закона «Об охране здоровья граждан в РФ») требует значительных затрат времени.

Те нормы времени, которые отводятся врачу поликлиники на прием пациента (до 20 минут) не позволяют качественно и в полном объеме провести каждому пациенту необходимые медицинские действия. В связи, с чем процедуру оформления «информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство» врач выполняет быстро и не всегда качественно, за короткий промежуток времени, для того чтобы, в лучшем случае, пациент успел прочитать текст и поставить свою подпись. В большинстве же случаев вся процедура получения врачом согласия пациента сводится только к получению его подписи.

Формы информированного добровольного согласия и отказа от различных медицинских вмешательств утверждены различными приказами Минздрава России и это решает проблему информирования лишь частично. Федеральный Закон №323 требует от врача предоставлять информацию пациенту в доступной форме и полном объеме, а вот какой объем информации считать полным, какую форму ее предоставления считать доступной, пока неясно.

Тогда закономерно «возникает вопрос о рациональном порядке информирования, позволяющем выполнить врачу требования законодательства не только в части обеспечения прав пациентов, но и в части выполнения плановых объемов медицинской помощи».

Вместе с тем, даже после утверждения некоторых форм, в повседневной практике врачами далеко не всегда оформляется каждое медицинское вмешательство, просто потому, что в медицинской организации нет в наличии бланков соответствующего документа, а порой врач сам обязан где-то их взять. Вообще в большинстве существующих медицинских документов отсутствуют разделы, в которых что-либо должен подтверждать пациент, в том числе и в медицинской карте амбулаторного больного.

Игнорирование факта оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство руководителем медицинской организации или отдельным врачом недопустимо, поскольку является прямым нарушением закона, так как оформление этого документа является обязательным. Само ненадлежащее оформление факта ознакомления пациента с информацией о цели, сути, методах, вариантах медицинского вмешательства, его последствиях в дальнейшем будет рассматриваться страховой компанией и судом по отношению к поликлинике как ненадлежащее исполнение медицинской организацией оказанной медицинской услуги, а по отношению к врачу как ненадлежащее выполнение им своих профессиональных обязанностей.

В итоге медицинская организация должна будет возместить пациенту убытки за причинение вреда его здоровью и компенсировать моральный вред, и в зависимости от наступивших последствий для здоровья и жизни пациента, пострадает не только репутация поликлиники, но и врача, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности. Кроме того, по нормам гражданского законодательства медицинская организация имеет право подать в суд регрессный иск, предъявив соответствующие претензии к лечащему врачу. То есть в конечном итоге, опять все из-за той же нехватки времени, пострадает врач.

Для решения данной проблемы, по нашему мнению, руководителю поликлиники с учетом норм гражданского законодательства, Федерального Закона «Об охране здоровья граждан в РФ», Закона РФ «О защите прав потребителей», Положения о лицензировании медицинской деятельности, используя форму информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утвержденную Минздравом РФ, необходимо разработать для каждого вида медицинской помощи, оказываемой медицинской организацией, приемлемый вариант документа «информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство» с отражением в нем всей необходимой информации о рисках и последствиях предполагаемого медицинского вмешательства, о соблюдении соответствующих рекомендаций врача, о последствиях их невыполнения для здоровья и жизни пациента; утвердить порядок оформления врачом информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в локальном нормативном акте медицинской организации.

Фотографии © Orangeline | Andrey Kiselev | Dreamstime Stock Photos

Назад к списку